Михальково
Четверг, 18.04.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог файловРегистрацияВход
село Михальково
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

История села Михальково в контексте истории России
[ Скачать с сервера (255.5 Kb) ] 18.09.2017, 11:15

История

села Михальково в контексте истории России

 

Первые поселения людей на территории современной Ивановской области появились в эпоху мезолита или среднего каменного века (VIIIVI тысячелетия до н.э.). Мезолитические стоянки были обнаружены, например, в районе поселка Сахтыш Тейковского района, поселков Плеса и Холуя. В Более чем сотней поселений, открытых археологами, представлены в Ивановском крае эпохи неолита (нового или позднего каменного века (VIII тыс. до н.э.)) и энеолита (медно-каменного века (середина IIIII тыс. до н.э.))[1]. В середине III - начале II тыс. до н.э. в Ивановском крае преобладают представители волосовской культуры. Их сменяют выходцы с Запада (Литвы и Белоруссии) племена фатьяновской культуры[2]. Последние известны нам, прежде всего, своими могильниками. Всего их обнаружено порядка 100, в том числе на территории современного Фурмановского района.

Вообще, следы древних поселений археологи и местные жители находили у сел Шухомошь, Большое Никольское, деревень Ивашково, Ботеево, поселке Хромцово и ряде других мест[3]. Факт обнаружения поселений каменного и медно-каменного веков у Хромцова позволяет с большой долей уверенности говорить о появлении первыбытных людей в районе села Михалькова уже в III - II тыс. до н.э.

В начале I тыс. до н.э. в Ивановский край пришли люди дьяковской культуры, относившиеся к финно-угорской этнической группе, т.е. были дальними родственниками современных финнов, венгров, мордвы, марийцев и других народов[4]. На рубеже VVI вв. их сменили представители той же этнической группы – меряне или мери. Северную часть современной Ивановской области, которая включает фурмановские земли, заняла меря костромская[5]. По соседству с ними поселились принадлежавшие также к финно-уграм черемисы и мурома.

Славяне впервые пришли на территорию современной Ивановской области – так называемый Залесский край – примерно в Х веке. Приволжские районы, к которым относится и Фурмановский район, заселили новгородские словены, пришедшими с северо-запада[6]. Вместе с ними пришли и ославянившиеся финно-угорские племена северо-западной Руси – корела, ижора и водь[7]. Славяне занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и борничеством, знали кузнечное и гончарное дело, стояли на более высокой ступени развития, чем мери.

Активное переселение славян в наши края завершилось в XII столетии, т.е. шло около трех веков. Более многочисленные славяне не изгоняли местные финно-угорские племена, а ассимилировали их. Чаще всего путем межэтнических браков. Поэтому долгое время равноправно существовали как финно-угорские (Кохма) или славянские (Иваново), так и смешанные поселения. Кстати, мери, черемисы и мурома оказали серьезное влияние на славян. В частности, на их орудия труда и обряды захоронения. Память о них сохранилась также в многочисленных топонимах Ивановского и Фурмановского края (географических названиях). Например, рек – Вондога (по-мерянски «камыш») и Шача («лесистая»).

В конце Х – XI вв. большая часть современной Ивановской области входила в состав Древнерусского государства – Киевской Руси. С XI в. в нашем крае стало распространяться христианство[8]. Центром распространения стал Ростов Великий. Во второй половине XII в. большая часть Ивановского края вошла в особый церковный округ - Ростовскую епархию[9]. Среди тех, что учил православию на ростовских землях (включая Фурмановский район ) был епископ Леонтий, причисленный Православной Церковью к лику святых[10].

С распадом Киевской Руси земли современной Ивановской области вошли в состав Владимиро-Суздальского княжества. Укреплению этого государства способствовало создание в 1213 году собственной епархии, к священнослужителям которой перешла забота об окормлении жителей современного Ивановского края. Отметим, что параллельно с распространением Православия на местах сохранялись пережитки языческих верований. Свидетельством могут служить былички – устные рассказы о домовых, леших, русалках, сохранявшиеся в Ивановской крае, в том числе и в Фурмановском районе, и в ХХ веке[11].

Согласно летописям, самый древний город Ивановской области – Юрьевец, основанный при впадении реки Унжи в Волгу владимирским князем Юрием Всеволодовичем в 1225 г. Город, призванный защитить от набегов волжских булгар и контролировать торговые пути, был назван в честь святого покровителя князя – Георгия (Юрия). Справедливости ради, заметим, что пальму первенства старейшего города Ивановской области может оспаривать Плес. Согласно археологическим раскопкам на Соборной горе здесь уже в середине XII в. существовало укрепленное поселение[12].

Кроме Юрьевца по археологическим раскопкам в домонгольский период на территории области существовали Шуя, Кинешма, Плес, Гаврилов Посад, Кохма.

В феврале 1238 года, как и вся территория северо-восточной Руси, наш край подвергся жестокому монголо-татарскому нашествию. В результате численность населения значительно сократилась. В XIII в. монголо-татарские победители создали самую большую империю в истории, которая включала в себя современные Китай, Корею, Монголию, Среднюю Азию, Средний Восток, большую часть Восточной Европы. В 1266 году на ее западных землях выделился Улус Джучи, который находился лишь в формальной зависимости от центральной власти. В отечественной истории этот Улус более известен как государство Золотая Орда. Русские земли подчинялись Орде на условиях вассальной зависимости. Часто территорию Золотой Орды называли еще державою татар. Одно из названий произошло от китайского названия монголов – «тар-тар».

Золотая Орда предоставляла Руси военную защиту, власть на местах татары передавали местным князьям. Ордынское видимое господство проявлялось, прежде всего, в постоянном сборе дани с русских земель и выдаче русским князьям ярлыка на правление. В системе монголо-татарского правления особое место отводилось уполномоченным ханов – баскакам или даругам.

Считается, что на Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию в главном княжеском городе - Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде, вели учёт населения в завоёванных землях, были военачальниками[13]. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды.

Как свидетельствуют письменные, устные и археологические источники, славяне никогда не мирились с господством монголо-татар или татар. Жестокие действия баскаков неоднократно вызывали восстания россиян. Наиболее известное из таких выступлений относится к 1262 году, когда восстание охватило Суздаль, Ярославль и Ростов, т.е. земли, включавшие современную Ивановскую область.

У жителей села Михальково бытует предание об отряде татар, прибывшем в эти для расправы с восставшим населением, но сгинувшем в болоте. Правда, не исключено, что этот рассказ относится к более позднему времени. Ивановский край неоднократно подвергался разрушительным татарским набегам вплоть до XVI в. [14] Один из последних был отбит у Плеса в 1540 году[15]. Вообще, плесская крепость, основанная в 1410 году московским князем Василием Дмитриевичем, стала важным опорным пунктом в борьбе с татарскими вторжениями.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что некоторые топонимы нашего края своим появлением имеют татарское (тюркское) происхождение и обязаны золотоордынским временам[16]. Например, деревни Бакшеево (от «бакшей» - писарь) или соседнее с Михальковым Баскаково (от «баскак» - сборщик дани).

Кстати, место расположения Баскакова для баскаков было удобным – река и луга давали воду и пищу людям и скоту, а высокий берег и леса позволяли выстроить временное надежное укрепление. К тому же Баскаково располагалось примерно на одинаковом расстоянии до Владимира и Суздаля, Костромы, Великого Ростова и Ярославля.

Дополнительным косвенным подтверждением того, что Баскаково было резиденцией монголо-татарских сборщиков дани, служат археологические находки. На территории села была «найдена бронзовая рукоятка от небольшого кинжала с изображением копыт и крыши»[17] - рисунка типичного для монголо-татар.

Золотордынские ханы контролировали отношения между русскими князьями, наделяли ярлыками на княжение и делили между ними владения. В итоге таких переделов северная часть Ивановской области оказалась под контролем князей Костромы, которые не обладали ни значительной силой, ни влиянием. В 1360-е годы земли костромских князей были подчинены Москве[18]. Эти новые владения, как впрочем, и другие районы Центральной России стали называть Замосковными. Таким образом, современный Фурмановский район вошел в состав Замосковных земель Московского княжества, вокруг которого складывалось единое российское государство.

С полным текстом можно ознакомится в прилагаемом файле лекция. doc

Категория: Мои файлы | Добавил: mihalkovo62
Просмотров: 1237 | Загрузок: 163 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz